Вход

Бизнес-опрос

Как выжить малому бизнесу?

Начало 90-х годов принято считать временем зарождения малого бизнеса. Именно тогда произошел всплеск малых форм бизнеса. В соответствии со статистическими данными только на протяжении 1992 года было образовано 190 тысяч малых форм собственности. Именно этот момент сыграл большую роль в зарождении частного бизнеса страны. Большая часть его наполнения появилась за счет малых предприятий. Таким образом, к началу 1995 года, около 65% предприятий России считались малыми. На сегодняшний день их количество заметно возросло. С каждым годом в связи с принятием новых законов в развитие этого вида деятельности вносятся определенные коррективы. В свете последних событий возникает логичный вопрос. Какое же будущее ждет малые предприятия и их владельцев?

Кому нужны новые ограничения?

Совсем недавно государственными служащими была разработана новая стратегия действия федерального закона «Об ограничении курения табака». Теперь в новую редакцию закона введен запрет на продажу табачных изделий на площадях размером меньше 50 квадратных метров. Также была запрещена торговля продовольственными и непродовольственными товарами в форме табачных изделий. Была запрещена реализация табака в непосредственной близости от кассовых аппаратов. Данной информацией со СМИ поделилась Ольга Борзова, глава комитета в Государственной думе РФ по охране здоровья. Она сообщила, что эта работа была проведена с целью защиты граждан от пассивного курения. Борзова рассказала, что для этого будет поэтапно введен полный запрет на курение в общественных местах. Таким образом, будут соблюдены права на здоровье некурящих на рабочем месте, а также, возможно, большая часть курильщиков откажется от пагубной привычки. Естественно, подобные меры не считаются благими для малого бизнеса, основным оборотом которого является слабоалкогольная продукция и табачные изделия.

В свою очередь владельцы малого бизнеса возмущены тем, что закон почему-то не ограничивает в продаже табака супермаркеты. Теперь из-за нерентабельности предпринимателям приходится закрывать свои магазины, размер которых меньше 50 кв. м. Ведь обозначенная группа товаров занимает 40% всего оборота. Каким же образом принятие закона, ограничивающего продажу табака в малых предприятиях, должно помочь решению проблемы потребления табака? Как вести себя в подобной ситуации предпринимателю? Ответы на данные вопросы может дать опыт предпринимателей из других стран.

Малый бизнес в Канаде

Недавно столицу посетил президент Канадской Ассоциации Магазинов Повседневного Спроса(CCSA) Алекс Шолтен. Он принял участие в ХIX Ежегодном Саммите «Торговля в России», по завершении которого любезно ответил СМИ на некоторые вопросы. Господин Шолтен рассказал о принципах ведения малого бизнеса в Канаде. По его словам, Канадская ассоциация малых магазинов процветает и радует большими объемами продаж. Оборот ассоциации составляет более 39 млрд. долларов в год, а количество сотрудников - более 183 тысяч. На налоги отчисляется более 16 млрд. долларов. В свою очередь, прибыль отрасли совсем небольшая. Если взять прибыль по общей выручке, то она составит примерно 2,5 %. Поэтому регулирование малого бизнеса государством играет важную роль. Сюда входят три уровня: федеративный, региональный и уровень провинций. Если говорить о федеральном и уровне провинций, то только они насчитывают более 517 различных регулирующих актов, оказывающих влияние на отрасль.

Также Шолтен рассказал о том, что в Канаде уже на протяжении нескольких лет действуют законы, регулирующие табачную продукцию. Контролируются такие аспекты, как ингредиенты, маркировка, реклама и маркетинг, дистрибьюция и налогообложение, производители, продажи. Самым важным является запрет на реализацию табака несовершеннолетним. Все предприятия должны иметь специальную лицензию на продажу табачных изделий. С ее получением сложностей нет. Предприниматель, в свою очередь, в случае нарушения одного из пунктов лицензии лишается ее, но в некоторых случаях может отделаться штрафом. Зато после этого восстановить лицензию довольно сложно. Чтобы подобных ситуаций не возникало, представители бизнеса проводят подробный инструктаж своих служащих. Результатом такой работы является понимание продавцами высокой степени возложенной на них ответственности. Канадская Ассоциация также занимается обучением и подготовкой персонала к работе с лицензируемой группой товаров.

Был рассмотрен вопрос о том, способен ли массовый запрет на продажу табачной продукции ограничить потребление населением сигарет. Алекс Шолтен заметил, что введение подобных ограничений повлечет за собой серьезные экономические последствия. В соответствии со статистическими оценками CCSA, стране избыточное регулирование мелкорозничной торговли обойдется в сумму более 7 млрд. рублей. В свое время в Канаде был введен запрет на открытую выкладку сигарет. Это повлекло за собой резкий рост ввоза нелегальной продукции. Сегодня 22% всех сигарет в Канаде, реализуются незаконно. Этот процент известен организации, т. к. та регулярно отслеживает уровень нелицензированной продукции на территории страны. Для этого делается анализ окурков, которые и являются доказательством контрабанды. На одну пачку лицензируемых сигарет приходится восемь нелегальных. Таким образом, напрашивается вывод, что после принятия государством более жестких мер по реализации табака количество курильщиков не сократилось. Люди просто начали приобретать различными путями контрабандную продукцию.

В России нередко приводят в пример опыт зарубежных стран. Проводя аналогию с той же Канадой, российские инициаторы запретительных мер утверждают, что подобные запреты смогут уменьшить количество курильщиков, при этом розничный сектор практически затронут не будет. Но на деле все оказывается иначе. Практика в Канаде ясно показывает, что введение жестких норм на торговлю табачной продукцией оказывает негативное влияние на данную отрасль. При этом основная задача – снижение уровня табакозависимости в стране - так и остается невыполненной.

Таким образом, проблема курения остается по-прежнему актуальной. Единственное, что изменилось, так это то, что магазинчики площадью менее 50 кв.м. лишили возможности продавать табак.

Мы будем рады вашим комментариям к новостям и готовы обсудить их.
Не оставайтесь в стороне, выскажите свое мнение!

Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.

Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.

Комментировать

  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.