Административно-правовая деятельность неотъемлема для любого бизнеса. Она требует от учредителей и руководителей предприятия обязательных знаний основ деловой переписки. Деловая переписка – это стиль, способный удовлетворить потребность общества в правильном оформлении разных документов, способных охарактеризовать официальное общение в общественной, политической, экономической, государственной и деловой сферах.
Жанры деловой переписки
Тексты деловой переписки могут быть выполнены в разных жанрах. К основным жанрам деловой переписки следует отнести:
- устав;
- закон;
- приказ;
- распоряжение;
- договор;
- инструкция;
- жалоба;
- рецепт;
- заявление;
- автобиография;
- анкета;
- объяснительная записка;
- отчет и т. д.
Каждый из перечисленных выше жанров делового стиля письма выполняет определенную функцию (информационную, констатирующую, предписывающую и др.) в разных сферах бизнес-деятельности.
Основа деловой переписки
Основной формой реализации делового стиля является письменная. Местом применения деловой переписки традиционно считается сфера социально-правовых отношений, реализующихся в экономике, дипломатической деятельности, законотворчестве, менеджменте и т. д.
Деловая переписка также используется в обиходно-деловой сфере деятельности (заявление, расписки, объяснительные), и даже в информационном маркетинге. Наиболее ярким примером деловой переписки можно назвать организационно-распорядительную документацию. Здесь максимально точно можно рассмотреть специфику делового стиля. К такому типу документов относятся указы, правила, лицензии, уставы.
Непосредственно понятие «документ» следует трактовать как текст, направленный на управление человеком или несколькими людьми. Все документы имеют юридическую значимость. Именно это объясняет завышенные требования к точности изложения целей и задач в документах. Текст документа не может быть истолкован иначе. Поэтому для составления документа применима исключительно деловая речь, представленная в письменной форме, заблаговременно подготовленная и отредактированная. Достичь точности в устном изложении целей и задач фактически не возможно, так как традиционно устное изложение является спонтанным и вариативным.
Для достижения коммуникативной и денотативной точности документов при составлении текстов часто используют такие фразы: «Договор вступает в силу со дня подписания.» или «Во исполнение приказа № ...».
Юридическую силу документам придает стандартный деловой язык, который предусматривает исключительно единичное толкование всех слов и словосочетаний. Порой это способствует тавтологии, типа «При предварительной оплате Заказчик обязан в трехдневный срок со дня оплаты вручить Исполнителю заверенную банком копию платежного документа или известить его телеграммой» и т. д.
Тексты документов должны не просто подробно излагать мысль составителя, но и сочетаться с аналитизмом. Например, слово «дополнять» в деловом стиле заменяется словосочетанием «вносить дополнения», «платить» - «производить оплату». Такой подход исключает лишнюю эмоциональность, которая часто наблюдается в устной форме.
Помимо текста, информацией в документе являются реквизиты, предусмотренные государственными стандартами (ГОСТ, ГОСТ Р6.30 -2003) для отдельных видов документации.
Понятие «реквизиты» подразумевает отдельную часть документа, предоставленную на дополнительном листе или бланке. Реквизиты отражают название, дату, данные о составителе документа, регистрационный номер.
В зависимости от вида документа меняется объем реквизитов. К обязательным же относятся Государственный герб Российской Федерации, эмблема организации и предприятия, изображение правительственных наград, код ОКПО.
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.