Многие юридические и физические лица, чья деятельность связана с торговлей, часто сталкиваются с дилеммой – выводить на работу сотрудников в праздничные дни или нет? Помимо принятия этого решения, предпринимателю необходимо позаботиться о правильном оформлении документов и проведении дополнительных расходов в нерабочее время, определить, кто из сотрудников согласен работать в выходные дни, и т. д.
Следуя российскому законодательству, а именно 21 ст. 1 ч. Трудового кодекса РФ, все работники имеют право отдыхать в еженедельные выходные и в нерабочие дни. Согласно ТК РФ, в году отмечают 12 праздничных нерабочих дней. Выходные дни определяются 1 частью 111 статьи ТК РФ. При пятидневной рабочей неделе их два, шестидневной – один.
Работа в нерабочее время оговорена 149 статьей ТК РФ (выполнение обязанностей за пределами нормы рабочего времени). Привлечение к выполнению трудовых обязанностей в нерабочее время считается незаконным, согласно 113 статье (1 часть) Трудового кодекса.
Вывод на работу сотрудников в выходные и нерабочие дни будет законным при наличии их письменного согласия или наличия случаев, указанных в статье 113 ТК РФ. К таковым относится устранение последствий ЧС на предприятии, предотвращение порчи имущества, предотвращение случаев, ставящих под угрозу жизни людей.
Вывод сотрудников на работу в нерабочие и праздничные дни допускается без их согласия, если предприятие занимается обслуживанием населения или относится к непрерывно действующим производствам, осуществляет неотложные ремонтные или погрузочно-разгрузочные работы (6 ч.113 ст. ТК РФ). В противном случае необходимо получить письменное согласие сотрудников.
Естественно, привлечение к работе в выходные и праздничные дни требует материального поощрения сотрудников, а также предоставления им дополнительных отгулов и выходных. Согласно ч. 1 и 3 ст. 153 ТК РФ, работу в нерабочее время оплачивают в двойному тарифу, или по одинарному, но с предоставлением дополнительного выходного дня, учитывая пожелание работника.
Учитывая, что в праздничные дни продажи не всегда высоки, прежде чем выводить сотрудника на работу, следует взвесить все «за» и «против». Возможно, в эти дни лучше отказаться от торговли, так как открытие зала, оплата коммунальных услуг и начисление заработной платы за отработанные праздничные дни не всегда могут покрываться за счет выручки. Поэтому нередко праздничная торговля ведется в ущерб. С другой стороны аналитические исследования доказывают, что основную часть прибыли торговых предприятий как раз и составляют продажи в нерабочее время.
В целом же при принятии решения торговать или нет в праздничные и нерабочие дни, предпринимателям следует учитывать сезонность. Например, в новогодние каникулы большинство представителей отечественной элиты стараются уехать отдыхать, потому торговать выгоднее лишь товарами и услугами, ориентированными на простое население. А в период майских праздников в городах не остается представителей ни одной, ни второй категории потребителей.
Выводы: размышляя над вопросом относительно выгодности торговли в праздничные и нерабочие дни, следует учитывать ряд факторов - специфику товаров и услуг, время года, стоимость оплаты труда по двойному тарифу при выводе сотрудников на рабочие места во внеурочное время и т. д. При правильном аналитическом прогнозе торговля не будет уходить в минус, а следовательно, принесет бизнесу дополнительный доход.
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.