Цель сайта Bizguru.ru – научить начинающих бизнесменов организации, ведению бизнеса и развитию малого бизнеса. Однако в будущем многие из вас получат возможность… продать свое дело.
Вам придется выбрать: принять предложение здесь и сейчас получить деньги не только за активы, но и за будущие перспективы компании, и, возможно, начать новое дело или уйти на покой либо отказаться – чтобы, как и раньше, быть капитаном своего корабля.
Навязывать решение вам никто не вправе. Наша единственная задача – помочь вам не продешевить, если вы выберете первый вариант.
Для начала вам нужно определить, все ли составляющие бизнеса вы хотите продать? Давайте попробуем их перечислить:
1. Помещения магазина, склада, фирмы. Если они в вашей собственности, то проблем нет. В случае, когда вы – арендатор, придется уведомить хозяина о грядущих изменениях и поинтересоваться его мнением насчет перспектив места. Возможно, придется подписать договор о переуступке прав аренды помещения – на заключении которого вы сможете дополнительно заработать!
2. Транспорт (микроавтобус для сотрудников, грузовик для продуктов, служебный директорский «Фольксваген Фаэтон»). Быть может, последний вы хотите оставить себе? Тогда заранее позаботьтесь о том, чтобы вывести его из состава собственности фирмы. Например, продайте его самому себе по остаточной стоимости. Попросите на дружественной СТО учесть амортизацию каждой гайки, потертость каждого сиденья, каждую царапинку от лесных веток или дорожного гравия на кузове. Чем больше «недостатков» - тем дешевле вам обойдется машина.
3. Мебель и другое оборудование офиса. Вряд ли вы сумеете «наварить» на продаже активно использовавшейся оргтехники, бэушной мебели и взращенных заботливыми секретаршами фикусах.
4. Сотрудники. Порядочный бизнесмен должен в первую очередь позаботиться о том, чтобы после перепродажи бизнеса его бывшие сотрудники не оказались на бирже труда. Поинтересуйтесь у покупателя его планами относительно коллектива фирмы. Возможно, стоит заключить с лучшими работниками долгосрочные контракты – на год-два, чтобы обеспечить им право на работу или компенсацию в случае увольнения. Кстати, если коллектив известный и профессиональный, за его сохранение вы тоже можете запросить денег. А иначе, мол, за собою уведу…
5. Бренд. Название фирмы, форменная одежда, девиз, места на лучших бигбордах города и в телевизионном прайм-тайме. Между прочим, в некоторых компаниях именно это – самая дорогая составляющая.
6. Патенты на производство товаров, ноу-хау по оказанию услуг, правообладание торговым знаком. Эти вещи поистине бесценны.
7. Клиентская база. Товар, за продажу которого вы несете самую большую ответственность. Продавая контакты своих клиентов и «примечания» к их заказам, вы даете новому владельцу к личной жизни, которые вам доверяют: предпочтения, домашний адрес, мобильный телефон, график посещений.
Таким образом, вы можете продать свою фирму по частям – что, возможно, значительно прибыльнее, однако гораздо более сложно и продолжительно в оформлении. Чтобы продать бизнес целиком – что называется, одним росчерком пера, нужно оформить всю свою бизнес-собственность в единый имущественный комплекс.
Как говорят специалисты, проще (по количеству административных процедур) и дешевле создать новую аналогичную фирму, чем продавать уже имеющуюся… Однако в таком случае становятся невозможными переуступка прав на бренд – ради которого, возможно, и затевалась сделка. Более того, в государствах СНГ, вслед за зарубежными странами, начал развиваться такой вид бизнеса как продажа перекупщиком существующей успешной фирмы по долям…
Ольга МИЛЬТО
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.