Государство регулирует товарооборот посредством разных методов. Каждый товар должен производиться согласно нормативам, установленным в действующих законодательных актах, контролирующих его качество и безопасность. Технические регламенты ЕАЭС и национальные стандарты содержат перечень требований, которые предъявляются к продукции с целью обеспечения безопасности для потребителя при использовании ее по назначению.
Если выпускаемые изделия не попадают под действие технических регламентов ЕАЭС и не входят в перечень ПП РФ № 982, изготовитель (поставщик) может столкнуться с определенными сложностями в процессе торговли. Избежать этих проблем поможет оформление отказного письма (далее – ОП).
Документ является доказательством того, что в отношении выпускаемого продукта законодательство не требует обязательного подтверждения соответствия, которое проводится в форме сертификации и декларирования. При этом качество и безопасность товара он не подтверждает – для этой цели предприниматель может оформить добровольный сертификат.
ОП может понадобиться покупателям, особенно, если поставщик размещает товар на продажу в крупные супермаркеты, торговые сети или на маркетплейсы. Также его могут потребовать инспекторы надзорных органов в ходе проверки деятельности компании. В этом случае целесообразно получить ОП для торговли. Оно отличается от документа, оформляемого для предъявления на таможне тем, что в последнем случае получателем является Федеральная таможенная служба. В письме, оформляемом для торговли, в качестве получателя указывается организация, которая сделала соответствующий запрос.
Законодательством РФ установлены списки товаров, на которые оформляется разрешительная документация (сертификаты соответствия и декларации по ТР ТС и ГОСТ Р, свидетельство о госрегистрации, декларация/сертификат пожарной безопасности). Процедуру их оформления регламентируют следующие нормативные акты:
Если товар не должен проходить проверку соответствия в системах ГОСТ Р или технического регулирования ЕАЭС, а также не подлежит оценке санитарно-гигиенической и пожарной безопасности, на него выдается отказное письмо.
ОП – это официальный информационный документ, обосновывающий тот факт, что выпускаемая продукция не требует обязательного оформления разрешительной документации. Получить его следует в случаях, когда это необходимо покупателям и заказчикам, деловым партнерам, а также при возникновении спорных вопросов по поводу отсутствия сертификата, декларации или СГР.
ОП для торговли могут быть оформлены относительно различных направлений подтверждения соответствия. В зависимости от этого они подразделяются на:
Для данного документа не предусмотрено бланка утвержденной формы. Все виды писем оформляются в добровольном порядке на листе формата А4, заверенном сертификационным органом, который оформлял документ.
ОП для торговли действует только на территории РФ и не считается аргументом для таможенной службы. Письмо содержит в себе следующие сведения:
Период действия ОП не устанавливается. Оно считается действительным до момента внесения поправок в нормативно-правовые акты и перечни продукции, которая требует обязательной оценки соответствия. Также переоформление может потребоваться в случае изменения названия и реквизитов предприятия-заявителя или перечня выпускаемых изделий.
Держателем ОП может быть только одна компания-изготовитель, поставщик, экспортер или импортер, причем в перечень товаров может входить несколько наименований.
Оформление документа не потребует много времени, поскольку для этого нет необходимости в проведении лабораторных испытаний.
Оформить ОП можно, обратившись за помощью в сертификационный центр. Для этого необходимо подать заявку установленной формы и подготовить:
Чтобы получить разъяснительное письмо, заявителю потребуется пройти несколько этапов:
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.