Применение специальных режимов налогообложения призвано облегчить жизнь малого предпринимательства, по крайней мере, в плане начисления и уплаты налогов.
Так ли это на практике, попробуем разобрать на примере реализации упрощенной системы налогообложения.
Режим применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности был установлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового Кодекса РФ. С тех пор контролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применение данного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).
В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрощенную систему "подпадают" ИП и организации, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей.
Существуют и другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалов и (или) представительств, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать 25%.
Не могут применять "упрощенку" те, кто:
- занимаются специфическими видами деятельности (банки, ломбарды, нотариусы и т.д.)
- применяют иные специальные налоговые режимы (за исключением ЕНВД),
- если стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 миллионов рублей.
Итак, оценив собственное предприятие по вышеперечисленным критериям, налогоплательщик подает заявление в налоговую инспекцию и обретает возможность применения упрощенной системы.
Что же он получает в действительности?
1. Освобождение от уплаты взамен на уплату единого налога:
- налога на прибыль (для организаций) либо налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей);
- налога на имущество;
- налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
- единого социального налога
Уплачивается единый налог не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом (авансовые платежи) и не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом.
Единый налог может рассчитываться от суммы доходов (6% от суммы доходов) или разницы между доходами и расходами (в этом случае применяется ставка 15%). Указать способ расчета нужно при подаче документов на право применения "упрощенки". С целью определения суммы единого налога все хозяйственные операции отражаются в Книге учета доходов и расходов.
Налоговую декларацию "упрощенцы" подготавливают за каждый квартал, т.е. посещать налоговую инспекцию для сдачи отчетности нужно раз в квартал (российские законодатели обещают в ближайшее время принять закон, разрешающий "упрощенцам" отчитываться 1 раз в год).
2. Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Вместе с тем "упрощенцы" применяют общий порядок ведения кассовых книг и представления статистической отчетности и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).
Перечисленные факты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес, и дают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерского учета, что опять-таки уменьшает расходы бизнеса (зачастую предприниматель просто собирает всю документацию за определенный период и передает ее для оформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можно отправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не только дает возможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства "в оборот", но и высвобождает время предпринимателя для решения задач по развитию бизнеса.
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.