Медиаторские услуги сегодня весьма популярны и востребованы в бизнес-среде. Основной целью их использования является разрешение спорных и конфликтных ситуаций максимально выгодно для всех сторон. Оказывать медиаторские услуги могут только опытные в данной сфере люди. Таких специалистов принято называть медиаторами.
Что такое медиация?
Согласно общепринятым в России понятиям, медиацию принято считать услугой весьма специфической. Спрос на медиацию среди российских бизнесменов невелик. Однако эксперты уверены, что со временем медиаторскими услугами будут пользоваться все больше людей.
Так, специалисты в сфере медиации будут принимать участие в урегулировании споров, возникающих в ходе рыночных отношений по той или иной причине. Основная цель и задачи медиаторов - проведение мирных переговоров конфликтующих сторон, а также выявления главной причины возникновения спора в ходе дискуссии.
Высококвалифицированная помощь медиатора, как правило, гарантирует получение удовлетворительного результата всем участникам спора.
История возникновения медиации
Первые признаки зарождения медиации можно найти еще в истории древних времен. Наши предки нередко применяли разные, хорошо известные обществу способы урегулирования конфликта. Все они временно или навсегда примиряли конфликтующие стороны. Древние люди знали, что привлечение в спор третьей необходимо для его разрешения. Первобытные люди это делали, для того чтобы выжить. Так, в древнем мире медиация использовалась для осуществления торговой деятельности. А корни медиации историки находят в Древнем Вавилоне, Японии, Китае. Кстати, в Японии и Китае примирение сторон и по сей день осуществляется исключительно посредством переговоров. Такой способ разрешения конфликта здесь ценят намного больше, чем государственный суд. В Древней Греции и Риме медиацию называют proxenetas. Здесь даже действовали законы и положения медиаторов. Позже римляне называли медиацию internuncius, medium, intercessor, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres и, наконец, mediator.
На Руси медиация использовалась для завершения княжеских споров и междоусобиц. Роль медиаторов обычно исполняли представители духовенства. Называли медиаторов посредниками, а их деятельность – ходатайством и добрыми услугами.
В 19-м веке на Руси создали первую в истории государства систему коммерческих судов. Правда, как показала практика, она действовала весьма эффективно, но не была строгим процессуальным инструментом. Судьями в ней были представители купечества выше 1 и 2 гильдии. Судебное заседание проводили с применением традиционных норм права.
То, что мы сейчас понимаем под словом медиация, зародилась в соединенных Штатах Америки уже в 50-х гг. 20-го века. Действующие власти Америки начали разбирать конфликты с помощью министерства труда. Основная часть споров возникала между работодателями и профсоюзами. Минтруд играл роль нейтрального посредника. Позже была создана ФС США по медитации и примирительным процедурам. Данная служба действует на территории современной Америки. Т. е. современный термин «медиация» зародился в 50-е года прошлого века на территории США. Уже во второй половине 20-го столетия в Америке были основаны такие известные сегодня медиационные компании, как Neighborhood Justice Centers и Community Mediation. Они специализировались на оказании медиационных услуг в разрешении споров между соседями, внутри семьи, в коммерческой сфере.
Вся медиационная сфера США была ориентирована на общественность. С помощью услуг медиаторов можно было разрешить конфликт, не обращаясь в государственный суд, который по ряду причин был недоступен гражданам США.
Уже к 70-м медиация стала самостоятельной сферой деятельности. Она помогала конфликтующим сторонам услышать позиции друг друга, обозначить интересы. Это способствовало достижению единого взаимовыгодного решения конфликта. В нем не было проигравших и победивших, все были на равных.
В 90-е годы в США бил принят законопроект, согласно которому гражданское судопроизводство было обязано прибегать к альтернативным способам разрешения споров – медиации.
Сегодня медиаторские услуги широко применяются в развитых странах мира и являются наиболее приемлемой альтернативой судебным тяжбам.
Специалисты в области медиации должны обладать такими качествами, как ответственность и обязанность. Только так возможно эффективное и справедливое разрешение спора.
Медиация в каждой стране имеет этнические отличия. Тем не менее альтернативные методы разрешения конфликтов имеют много общего, особенно в отношении формы досудебного разбирательства.
Законодательная база, регламентирующая сферу медиаторских услуг в РФ
В России сферу медиаторских услуг регулирует ФЗ №193 от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников», или «О процедуре медиации». Согласно данному законопроекту, посредника, способствующего урегулированию спора в досудебном порядке, принято называть медиатором, саму процедуру – медиацией. Основной целью медиации является оказание содействия в развитии партнерских отношений посредством применения деловой этики. Медиация также может применяться для разрешения споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, предусмотренных ФЗ «О процедуре медиации».
Применять услуги медиатора к коллективным спорам, возникшим в ходе реализации трудового процесса, нельзя. В целом же к услугам медиатора можно прибегать непосредственно сразу после возникновения конфликтной ситуации, а также в ходе судебного разбирательства.
Основные понятия сферы медиации
Процедура медиации – урегулирование конфликта между сторонами с использованием основных способов и методик медиатора, построенных на добровольном согласии для получения взаимовыгодного результата.
Медиатором является физическое лицо, выполняющее роль посредника между конфликтующими сторонами с целью урегулирования спорной ситуации без привлечения суда.
Медиаторская компания – юридическое лицо, специализирующееся на оказании услуг в области урегулирования спорных ситуаций и конфликтов.
В ходе сотрудничества с медиаторской компанией заключается соглашение. Этот документ, составленный в письменной форме, свидетельствует о согласии конфликтующих сторон использовать услуги медиации для разрешения спора в досудебном порядке, с применением профессиональных методов и техник медиатора.
По итогам предоставления медиаторских услуг, прописанных договором с компанией, достигается медиаторское соглашение между сторонами, достигнувшими урегулирования конфликта. Этот документ также составляется в письменном виде и является основой для исключения дальнейших разногласий.
Основные принципы медиации
Проведение процедуры медиации возможно исключительно при обоюдном согласии двух конфликтующих сторон. Ее основными принципами принято считать:
- равноправие;
- сотрудничество;
- добровольность сторон;
- конфиденциальность;
- независимость медиатора;
- беспристрастность.
Медиация в ходе судебных разбирательств
В некоторых случаях возможно применение медиации непосредственно в ходе судебных тяжб. Такое возможно в случае если одна из конфликтующих сторон, не придя к взаимовыгодному соглашению, заявила о необходимости защиты ее прав в суде или третейском суде. В остальных случаях медиация является прекрасной альтернативой судебным методам разрешения споров.
Непосредственно уже после обращения в суд, стороны могут прибегнуть к медиации, вплоть до принятия окончательного решения судьей. Медиация также может быть использована, если конфликтующие стороны отложили заседание после обращения в суд.
Причин для использования медиации после обращения в суд немало. С полным списком можно ознакомиться в законопроекте «О процедуре медиации».
Конфиденциальность процедуры медиации
Вся информация, задействованная медиатором для разрешения спора, должна оставаться конфиденциальной. Исключением могут стать лишь перечисленные в ФЗ России случаи, а также, если стороны соглашения обсуждали иные требования взаимодействия.
Специалист, осуществляющий услуги медиации, должен сохранять конфиденциальность всех полученных им сведений в ходе проведения процедуры и вправе озвучивать информацию только с разрешения сторон соглашения. Медиатор не может ссылаться на те или иные сведения в ходе проведения переговоров с одной из конфликтующих сторон, не получив согласие другой.
Условия проведения медиации
Процедура медиации может быть реализована только с согласия обеих сторон и на основе составленного соглашения. Проводить медиацию можно как до судебного разбирательства, так и в ходе его реализации. Начало процедуры соответствует дате подписания соглашения между конфликтующими сторонами и медиатором. Процедура медиации может быть инициирована одной из сторон спора. Если в течение 30 дней, другая сторона его не прокомментирует, предложение автоматически будет считаться отклоненным. Предложение о проведении медиации может быть составлено медиатором или непосредственно стороной, инициировавшей ее.
Правила составления соглашения оказания услуг медиации
Договор о проведении услуг медиации составляется в письменном виде. В нем в обязательном порядке должны содержаться такие пункты, как:
• предмет спора;
• сведения о медиаторе или компании, на которую работают специалисты;
• порядок проведения медиации;
• условия сотрудничества сторон в ходе проведения процедуры медиации;
• сроки.
Выбор медиатора
Выбор медиатора осуществляется при участии обеих конфликтующих сторон. Процедура предусматривает рассмотрения как одной, так и нескольких кандидатур. При этом можно обратиться за советом в компанию, предоставляющую услуги медиации. С ее помощью можно подобрать медиатора, специализирующегося на разрешении споров в той или иной области. В случае возникновения обстоятельств, негативно влияющих на компетентность медиатора, последний должен уведомить о происходящем обе стороны соглашения.
Оплата услуг медиации
Как и любой вид деятельности в сфере услуг, медиация является коммерческим родом деятельности, хотя не исключает проведения процедур на бесплатной основе, если их реализует физическое лицо.
Финансовые обязательства, связанные с оплатой услуг медиации, в равных долях распределяются между участниками соглашения. Исключение возможно только при описании другого порядка в соглашении самими же сторонами.
Сроки проведения услуг медиации
Услуги медиации традиционно должны реализовываться в течение 60 дней с момента заключения соглашения. Все участники договора должны способствовать скорейшему завершению переговоров. Исключения могут быть лишь в случае возникновения дополнительных сложностей в разрешении спорной ситуации. Например, необходим поиск дополнительных сведений, документов и пр., но даже при таких обстоятельствах срок предоставления медиационных услуг не должен превышать 180-дневный период. Если в этот период входили судебные разбирательства, то срок увеличивается ровно на столько, сколько времени было потрачено на проведение судебных тяжб.
Прекращение предоставления услуг медиации
Прекращение медиаторских услуг может быть обусловлено рядом факторов, в том числе подписанием конфликтующими сторонами мирного соглашения, досрочным прекращением до достижения обоюдного соглашения по инициативе обеих сторон, прекращением, инициированным медиатором в связи с нецелесообразностью дальнейшего предоставления посредничества с целью достижения мира. Также прекращение процедуры может быть связано с истечением максимально возможных сроков оказания услуги медиатором.
Выводы
В заключение ко всему выше перечисленному хочется добавить, что современная медиация на территории РФ является развивающейся сферой деятельности в области предоставления альтернативных способов судебному урегулированию споров и конфликтов.
Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.
Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.