Вход

Бизнес-опрос

Как бороться со злоупотреблениями в магазине?

Как бороться со злоупотреблениями в магазине?

Кто из предпринимателей не сталкивался со злоупотреблением со стороны персонала? многие до сих пор ведут неравную борьбу с кражами в магазинах, не зная, что единственная возможность победить в ней – полностью автоматизировать учет в торговой точке.

Работа с деньгами или материальными ценностями всегда чревата мелкими кражами и даже достаточно внушительными махинациями продавцов, которые зачастую действуют в сговоре и выявить факт обмана удается не сразу. Обманутым остается всегда хозяин бизнеса или покупатель. В этой статье мы постараемся классифицировать ставшие известными нам способы обмана продавцов неавтоматизированных магазинов:

 Скидка в карман. Это одно из самых труднодоказуемых, и поэтому популярных нарушений. Хозяину магазина следует держать ухо в остро, если его продавцы, как один, заявляют, что скидки нужны, как воздух, и без них торговать просто невозможно. Знайте, скорей всего эта скидка пойдет в карман любителю дисконта. В силу того, что в 99% случаев продавец имеет процент от продаж, то он имеет право делать скидку в пределах своего вознаграждения. Принцип прост: хочешь заработать – трудись! Особенно «эффективен» такой способ самостоятельного расчета премиальных в дорогих бутиках. Предоставил ли продавец скидку покупателю или положил себе в карман, знает только он сам.

Отсутствие скидок – это не доказательство жадности хозяина, это единственный, хотя и не самый неэффективный метод защитить себя от обмана своих же сотрудников. Увольнение продавца – далеко не панацея, придет другой, новый, непроверенный человек, и точно также будет класть скидку себе в карман. Владельцам бизнеса остается лишь закрывать глаза на эти «шалости».

Оптимальный выход – автоматизация процесса предоставления скидок. Если цена уже заранее занесена в ПО, то на кассовом чеке покупатель обязательно увидит размер скидки, и была ли она вообще сделана. В этом случае сам покупатель осуществляет контроль за продавцом.

Однако, как показывает практика, и тут пытливый ум продавца не оставит его без дополнительного заработка. Этот метод условно назовем «за счет заведения».

Автоматизация торговли предполагает выдачу клиенту дисконтной карты для сканирования по штрих коду, благодаря таким картам идентификация постоянных клиентов происходит автоматически, как и расчет скидки. Компьютер автоматически подсчитывает общую накопленную сумму с покупок данного клиента и определяет размер скидки самостоятельно по заложенному хозяином алгоритму.

А что же продавец? – Продавцу остается лишь стоять в сторонке и с грустью смотреть, как деньги уплывают мимо рук прямо в кассу предпринимателя. Но, особо изобретательные особы, со временем начинают понимать, что и здесь можно нажиться. Тут потребуется опыт и даже некоторые знания психологии. Тут самое главное – отпустить товар без чека покупателю, т.е. провести картой по сканеру – открыть чек и не закрыть его, а по его дисконтной карте провести продажу или даже продажи следующих покупателей. Полученная сумма дисконта, как вы уже догадались, окажется в кармане продавца.

Бороться с этим не так уж и сложно. Клиент должен быть заинтересован взять чек, помогают объявления о том, «что возврат и обмен без чека невозможен». Безотказно действует объявления на кассах следующего содержания: «если Вам не дали чек – покупка на счет заведения», т.е. продавца. В этом случае покупатели с азартом включаются в предложенную им игру. Ну и, конечно, профилактический контроль со стороны предпринимателя никогда не будет лишним.

Возможность выбора дисконта без самой карты: по фамилии или ее номеру часто используется продавцами в своих корыстных целях. Опыт показывает, чем более автоматизированы продажи, тем большую защиту от обмана продавцов получает хозяин. Судите сами: если продавец имеет право выбирать вручную клиента из списка, то выбрав самую большую дисконтную карту, он может провести покупку рядового клиента с большой скидкой, а если тот не попросит чек, то вся эта скидка окажется у продавца. Если речь идет о дорогостоящих покупках обуви, сумок, мехов, сантехники и прочего недешевого товара, то возможен сговор между продавцом и покупателем. Покупателю делают скидку, а он не берет чек, часть скидки – опять у продавца. Запомнить или записать номер дисконтной карты не составит никакого труда, и если покупатели не спрашивают чек, то все товары пробиваются по номеру этой карты.

Во многих современных программах можно настроить блокировку ввода штрих кода дисконтной карты с клавиатуры – только со сканера, тогда получить скидку можно только при наличии карточки, и никак иначе!

В торговый точках, снабженных камерами наблюдения, часто можно наблюдать целый арсенал дисконтных карт в сумочке у продавщицы, которые те берут у подруг или просто знакомых на время попользоваться, аналогичным образом проводят скидку и присваивают разницу себе. Эту проблему решит только обязательная выдача чека покупателю.

Подстановка своего товара на прилавки магазина. Кража скидки – не самый убыточный для предпринимателя вид обмана. Хуже, когда продавцы общаются с вашими поставщиками и продают через вашу торговую точку свой аналогичный вашему товар, в то время, когда ваш стоит мертвым грузом. Несмотря на распространенность, выявляется очень проблематично. Бороться можно только маркировкой товара фирменными этикетками магазина штрих кодом.

 Схема такая: вновь полученный товар получает свой уникальный штрих код в программе и этикетку с аналогичным кодом. Программа позволяет сгенерировать и распечатать лишь такое количество штрих кодов, сколько товаров имеется в накладно. Возможность получения лишней этикетки исключена полностью. Оптимальный вариант – когда процесс оприходывания товара и его продажи выполняется разными сотрудниками или, в крайнем случае, самим владельцем бизнеса.

Если торговая сеть достаточно развита, то мы рекомендуем выбрать схему центральный склад – магазины. На центральном складе сотрудники выполняют приход товара, маркируют его и развозят подготовленную продукцию по магазинам, обязательно с электронной передаточной накладной в зашифрованном пакете данных.

Некоторые владельцы разумно отделяют процесс оприходования и маркирования товара от его продажи. Это делают разные люди. Например, это хорошо работает при схеме центральный склад – магазины. Весь приход товара выполняется на центральный склад, маркируется и потом уже подготовленный развозится по магазинам вместе с электронной передаточной накладной в зашифрованном пакете данных.  Естественно, подставить свой товар можно, то вы сразу это увидите, т.к. на нем не будет вашей этикетки. В случае если на товар нанесен производителем промышленный штрих код, маркировка торговой точки просто продублирует его на ценнике. Сканировать можно и тот и тот штрих код, но ценник должен быть обязательно. Такие меры не только уберегут от обмана, но и значительно упростят инвентаризацию товара. Однако не стоит забывать о периодических проверках  наличия маркировки на товарах.

Переклеивание ценников с более дешевых товаров на более дорогие.

Махинация проста и действенна: ценник дешевой вещи переклеивается на дорогую и сам продавец (или его родственник, знакомый, друг) покупает эту вещь значительно дешевле. Честному же клиенту приходится покупать заведомо по завышенным ценам. Такое можно выявить только с помощью видеонаблюдения, на постоянной же основе следить за всеми продавцами просто нереально. Естественно пересортица всплывет, но в общей массе махинации конкретного продавца останутся незаметными.

Кстати, этим методом не брезгуют и сами покупатели. Поймать вора за руку можно только полным описание товара в компьютере. Здесь потребуется внимание продавца, который должен заметить несоответствие названия товара и его описания в программе. Хорошо, если на товаре есть штрих код производителя – его-то уж оторвать точно не получится, но промышленные коды не всегда удобны в целях бухгалтерского учета продукции. Этим часто грешат производители одежды, не проставляя в своих этикетках кода для размерного ряда или цвета вещи, а для магазина это крайне важно.

Непреднамеренные нарушения. Есть и такие. В первую очередь это пересорт товара. С ним борются 99% мелких предпринимателей и крупных сетевиков. Сигналом должны послужить отрицательные излишки товара на складе. Во избежание таких ошибок следует проводить с персоналом разъяснительную работу, чтобы те понимали, что цена – это один из, а не основной способ идентификации товара. Ваши сотрудники должны строго следовать правилу: нельзя продать одну вещь по скану другой, даже если их цены совпадают!

Написано по материалам компании компании "Торгсофт" - программное обеспечение для учета в торговле, производстве, сфере услуг

На любые ваши вопросы по материалам сайта с удовольствием ответит наш консультант. Добавьте ваш вопрос в форме ниже.

Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.

Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.

Комментировать

  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.